Главная В избранное Написать письмо    
Всероссийский Гражданский Конгресс

Главная
О ВГК
Архив конгресса
Новости
Заявления
Статьи
Комиссии
Документы
Нормативные акты
Наши контакты:
Наша кнопка
Всероссийский Гражданский Конгресс
Код кнопки:
Интернет-газета Гарри Каспарова Национальная Ассамблея Российской Федерации Объединенный гражданский фронт Хроники преследований
Заявления

26.06.2008
Эксклюзив Реформу ЖКХ – под гражданских контроль!

Мы учреждаем экспертную секцию ВГК «Проблемы реформы ЖКХ и застройки» и предлагаем ее считать постоянно действующей. Мы обращаемся, прежде всего, к гражданам России, к активу жилищных и общественных объединений. Мы готовы обращаться к властям на всех уровнях, но мы сознаем, что только при нашем конструктивном участии, контроле и давлении власти захотят и смогут реально содействовать выполнению требований гражданского общества.

Реформа ЖКХ, практически развернувшаяся в России с 1990 году в связи с массовой бесплатной приватизацией жилья, за 17 прошедших лет не привела к развитию рыночных отношений в сфере ЖКХ, и в частности - к появлению эффективного заказчика жилищно-коммунальных услуг в лице собственника жилого помещения.
И это, при том, что на сегодня в России в частной собственности физических и юридических лиц находится более 70% жилищного фонда.

Одной из главных причин такого положения является то, что как федеральные, так и региональные власти проводят реформу ЖКХ «сверху», практически без главного субъекта сферы ЖКХ – собственника помещения. На сферу ЖКХ расходуется от трети до двух третей бюджета субъекта Федерации, притом реформа распространяется и на земельно-имущественные отношения. Между тем, страна поражена коррупцией, так что реформа проводится преимущественно в интересах чиновников и связанных с ними коммерческих структур, а не в интересах большинства собственников помещений.
Доказательства – например, отсутствие на федеральном уровне и в большинстве регионов программы реформирования сферы ЖКХ с участием населения, а главное – программы информационно-разъяснительной, агитационной и учебной работы, направленной на пробуждение у россиян чувства хозяина, ответственности за сохранение своего самого дорогого для многих и самого важного для жизни в нашей северной стране имущества – собственной квартиры и придомового земельного участка. Предложения руководства страны последних лет по ликвидации жилищного кризиса в стране, ликвидации жилищной нужды односторонни и сводятся преимущественно к расширению объемов нового строительства жилья путем привлечения средств граждан через ипотечные механизмы и расширению объемов коттеджного строительства. Что же касается сохранения существующего жилья - его капитального ремонта и реконструкции, или его замены, то федеральный закон «О фонде содействия реформированию ЖКХ» практически не работает. Фонд используется для обогащения банков и получения процентов, а его использованию по прямому назначению препятствуют искусственные барьеры. В частности, из-за требования к собственникам инвестировать в капремонт 5% его стоимости, федеральные программы, основные идеи которых заимствованы из опыта высокоразвитых стран, фактически оказываются направлены на удовлетворение интересов только имущих людей.
Для появления эффективного собственника в доме необходимы надежные гарантии права собственности. В данном случае это в первую очередь - наличие оформленного в установленном порядке в общедолевую собственность земельного участка. Вряд ли уважающая себя управляющая компания или управляющий, либо жилищное объединений граждан будут заинтересованы в долговременном эффективном управлении домом при риске его сноса по решению органов власти в любое время.
В тех городах, где цена жилья в разы превышает его себестоимость вместе с инфраструктурой, эта земельная рента в виде сверхприбылей от инвестиций достается в основном строительной олигархии. Эта земельная рента позволила бы собственникам помещений в массовом масштабе решить проблему доступного и комфортного жилья без очереди и ипотеки – через инвестирование собственниками помещений своих земельных участков в новое строительство.
Это и есть истинная причина того, что земельные права собственников жилья не реализуются. Повсеместно органы власти чинят препятствия собственникам помещений в оформлении земли в собственность.
Гарантии собственникам будут практически уничтожены, если будут приняты изменения ряда федеральных законов, подготовленные Мэром Москвы, одобренные Московской городской Думой и уже внесенные в повестку дня ближайших заседаний Государственной Думы.
Зато недопустимо затягивается внесение давно назревших и сформулированных изменений в другие разделы Жилищного кодекса и в смежное законодательство.

    Учитывая все вышеизложенное, в целях реализации реформы ЖКХ в интересах большинства россиян, в первоочередном порядке необходимо:
  1. Дополнить законодательство и национальный проект «Доступное и комфортное жилье» новыми положениями об участии собственников жилых помещений в управлении жилищным фондом. В частности, в городских районах, городах, субъектах федерации создать комиссии из представителей ЖСК, ТСЖ, комитетов ТОС, выбранных по жребию на один год (половина первого состава – на полгода), со сменой половины состава через каждые полгода. Комиссиям предоставить аппарат, экспертов и право законодательной инициативы на соответствующем уровне. Решения в этой сфере, принятые органом власти без заключения комиссии, считать недействительными.
  2. В сферу компетенции этих комиссий (п. 1) должно входить и согласование градостроительных планов соответствующих территорий, и общественная экологическая экспертиза градостроительных проектов.
  3. Принять поправки в Жилищный кодекс РФ, подготовленные депутатом Государственной Думы РФ Хованской Г.П. с группой коллег.
  4. Разработать и утвердить постановлением Правительства РФ порядок описания общего имущества собственников многоквартирных домов, порядок передачи общего имущества при смене управляющей организации, а также примерные договоры управления домами, отчеты управляющих организаций и порядок их размещения в Интернете и предоставления представителям собственников, договоры с ресурсоснабжающими организациями, с собственниками, не являющимися членами жилищных объединений. Применять санкции к управляющим организациям или их правопреемникам, не отчитавшимся перед собственниками помещений за 2007-й год.
  5. Выделить средства в бюджетах всех уровней и принять на всех уровнях программы широкомасштабной информационно-разъяснительной, учебной и агитационной работы по тематике реформы ЖКХ, направленную на привлечение граждан к активному участию в реформе, рассчитанную в основном на участие независимых СМИ и НКО на конкурсной основе.
  6. Создать в органах прокуратуры всех уровней отделы, занимающиеся правонарушениями в сфере ЖКХ.
  7. Принять федеральный закон о капитальном ремонте жилых домов, предусматривающий существенное участие собственников помещений в его проведении на всех стадиях: в обследовании домов, выборе проекта, в том числе перечня и сметы работ, в выборе подрядных организаций, в контроле за проведением работ и в их приемке. Собственники помещений должны не только принять на общем собрании решение о проведении капремонта, но и заключить договор на его проведение. Бюджетные средства на капремонт должны поступать на специальный субсчет на счете жилищного объединения или управляющей организации. Заключительный акт о приемке работ должен иметь юридическую силу только при наличии подписи представителя собственников.
  8. Программа капитального ремонта, национальный проект «Доступное и комфортное жилье» должны включать меры по энергосбережению, в частности, по переходу на локальные системы отопления.
  9. Вернуть в общедолевую собственность незаконно отчужденные технические нежилые помещения и помещения, необходимые для функционирования объединений собственников жилья, либо предоставить адекватную компенсацию. Срок приобретательской давности распространяется на приобретателей, но не может распространяться на органы власти или местного самоуправления, незаконно продававшие не принадлежащее им имущество.
  10. Многоквартирный дом с придомовым земельным участком – это единый имущественно-земельный комплекс. Он уже принадлежит собственнику по закону. Необходимо законодательно запретить в существующей застройке распоряжение земельными участками, не оформленными или находящимися в государственной (муниципальной) собственности, пока при всех многоквартирных домах не будут сформированы и поставлены на кадастровый учет земельные участки в соответствии с проектами строительства соответствующего дома.
    Снос жилых домов, в которых имеется более одного собственника помещений, допускать только после формирования земельных участков и предоставлении собственникам возможности инвестировать свои участки в проект реконструкции, а в случае их отказа - включать стоимость изымаемой земли в компенсацию собственникам помещений.
    Принять федеральный закон о сроках завершения формирования земельных участков многоквартирных домов и постановление Правительства РФ о порядке такого формирования, предусматривающие упрощенную процедуру выполнения работ в режиме «одного окна». Не реже одного раза в квартал публиковать сводку о ходе их исполнения по субъектам РФ и городам. Отклонить проекты Мэра Москвы и Московской городской Думы, обрезающие земельные участки при многоквартирных домах, затрудняющие их формирование, облегчающие их резервирование и изъятие.
Публикации раздела: Заявления

14.09.2008 - Только отставка Зязикова может предотвратить катастрофу в Ингушетии
26.06.2008 - Эксклюзив Остановить машину репрессий
26.06.2008 - Эксклюзив О работе тематических секций
26.06.2008 - Эксклюзив Освободить российских политзаключенных
14.05.2008 - Свяшенник Глеб Якунин: "стандарты веротерпимости Моспатриархии уступают советским"

© Всероссийский Гражданский Конгресс 2008. Все права защищены и охраняются законом.
При полном или частичном использовании материалов, опубликованных на страницах сайта www.vrgkongress.ru, ссылка на источник обязательна.